Начнем с
контроля тягового усилия (в терминологии Руководства)
синонимы:
Противобуксовочная система (ПБС),
Антипробуксовочная система (АПС) - русскоязычный вариант обозначения на информационном дисплее,
Traction control system (TCS) - англоязычный вариант обозначения на информационном дисплее,
Dynamic Traction Control (DTC).
Согласно Руководству (здесь и далее - выдержки):
Система контроля тягового усилия помогает предотвратить проскальзывание ведущих колес и потерю сцепления колес с дорогой.
Если автомобиль начинает заносить, система обеспечивает включение тормоза соответствующего колеса и, при необходимости, одновременное снижение выходной мощности двигателя. Если колеса проскальзывают в режиме ускорения при движении на скользкой дороге или рыхлом грунте, система снижает выходную мощность двигателя с целью повышения сцепления колес с дорожным покрытием.
Википедия говорит о том же:
При помощи датчиков угловой скорости, установленных на колёсах, электронный блок отслеживает скорость вращения колёс при разгоне автомобиля. В случае, если обнаруживается резкое возрастание скорости вращения одного из ведущих колес (что означает потерю сцепления и начало буксования), электронный блок управления предпринимает меры для снижения тяги и/или притормаживания этого колеса.
Одновременно для восстановления сцепления с дорогой, а также увеличения крутящего момента на противоположном относительно дифференциала колесе, производится кратковременное подтормаживание колеса, потерявшего сцепление при помощи электро-гидравлических актуаторов.
Но дальше в Руководстве есть некоторая путаница, а именно:
Индикаторы и сообщения системы
Индикатор системы курсовой устойчивости временно загорается при запуске двигателя и мигает при активации системы.
(напоминаю, речь идет о
системе контроля тягового усилия)
То ли здесь идет подмена понятий (или отождествление), то ли это действительно индикатор
системы курсовой устойчивости (некой системы, включающей в себя в качестве одной из подсистем, систему
контроля тягового усилия). С учетом того, что
В современных автомобилях борьба с буксованием ведущих колес — одна из функций системы динамической стабилизации.
Можно предположить, что составители Руководства под «
системой курсовой устойчивости» как раз имели ввиду «
систему динамической стабилизации»
Но! Опять опять не сходится:
Индикатор выключения системы курсовой устойчивости временно загорается при запуске двигателя и горит при выключенной системе контроля тягового усилия.
- все-таки это индикатор «
выключения системы курсовой устойчивости» или «
выключения системы контроля тягового усилия»?
Давайте теперь обратимся к
системе динамической стабилизации (в терминологии Руководства)
синонимы:
Электронный контроль устойчивости (ЭКУ),
Electronic Stability Control (ESC),
Electronic Stability Program (ESP),
Dynamic Stability and Traction Control (DSTC),
и т.п.
Согласно Руководству:
Данная система поддерживает курсовую устойчивость в начальный момент отклонения от намеченного курса. Это обеспечивается путем притормаживания отдельных колес и уменьшения крутящего момента двигателя при необходимости.
(а также приведен рисунок движения автомобиля по изогнутой траектории с системой и без системы ESP - кстати, отметим, что в терминологии Руководства система сокращенно называется «ESP»)
Википедия, как мне кажется, дает больше конкретики (то, что нарисовано, но текстуально не сформулировано в Руководстве):
Она вступает в работу, когда на большой скорости при прохождении поворота передние колеса сносит с заданной траектории в направлении действия сил инерции, то есть по радиусу большему, чем радиус поворота. ESC в этом случае притормаживает заднее колесо, идущее по внутреннему радиусу поворота, придавая автомобилю большую поворачиваемость и направляя его в поворот. Одновременно с притормаживанием колес ESC снижает обороты двигателя.
Если при прохождении поворота происходит занос задней части автомобиля, ESC активизирует тормоз переднего колеса, идущего по наружному радиусу поворота. Таким образом, появляется момент противовращения, исключающий боковой занос. Когда скользят все четыре колеса, ESC самостоятельно решает, тормозные механизмы каких колес должны вступить в работу.
Ну и с сайта ford.ru, довольно лаконично и выделяя функции ESP и системы контроля тягового усилия:
Электронная система курсовой устойчивости (ESP) призвана обеспечить устойчивость и управляемость автомобиля и повысить уровень Вашей безопасности. Датчики системы постоянно следят за скоростью вращения каждого из колес, «рысканием» (углом и направлением движения) автомобиля и углом поворота. Например, если Вам для объезда препятствия необходимо резко повернуть налево или направо, система ESP точно распределит тормозное усилие для каждого из колес, а при необходимости снизит тягу двигателя, сохраняя автомобиль устойчивым и послушным в управлении. Кроме того, ESP с контролем тягового усилия способствуют предотвращению пробуксовки колес на мокрой или покрытой льдом дороге.
Далее опять в Руководстве неразбериха:
Контрольная лампа системы стабилизации
Во время движения индикатор мигает, когда система работает. См. Сигнализаторы и индикаторы (стр. 62).
Переходим к разделу и на стр. 66 находим:
Контрольная лампа системы стабилизации
Этот индикатор мигает, когда система включена.
И нарисован индикатор тот же, что и для
системы контроля тягового усилия, называемый индикатором
системы курсовой устойчивости.
Т.о. в Руководстве он имеет отношение к:
системе контроля тягового усилия;
системе курсовой устойчивости;
системе (динамической) стабилизации.
Теперь посмотрим какие из этих систем должны присутствовать в нашем автомобиле.
В Руководстве в описании обоих присутствует пометка «(при наличии)»
Хотя на сайте ford.ru в описании базовой комплектации (в серии trend) указана «Электронная система курсовой устойчивости (ESC)»
Для конкретно моей машины на etis.ford.com, во второстепенных признаках сводной информации об автомобиле указано: ESP/HLA/RSC, что если я правильно понял есть:
электронная система курсовой устойчивости (ESP)
система помощи при трогании на подъеме (HLA)
система предотвращения опрокидывания (RSC)